Политехник

Стратегия успеха

Институт промышленных технологий машиностроения

НАША ИСТОРИЯ. Институт промышленных технологий машиностроения (ИПТМ) в составе Нижегородского государственного технического университета, до декабря 2006 г. известный как факультет автоматизации и технологии машиностроения был создан в 1898 году в качестве Механического отделения основанного в том же году Варшавского политехнического института. В 1915 году в связи с событиями Первой мировой войны эвакуируется вместе со всем институтом в Москву, а затем в 1916 году в Нижний Новгород. С октября 1917 года Механическое отделение Варшавского политехнического института переименовывается в механический факультет Нижегородского политехнического института. В мае 1930 года был образован Нижегородский (с 1932 года Горьковский) Механико-машиностроительный институт, а через 3 года Горьковский Механико-машиностроительный институт вошел в состав Горьковского индустриального института. В 1947 году существовавшие тогда механико-технологический, автобронетанковый и кузнечно-прессового машиностроения факультеты были объединены в механический факультет. В 1982 году механический факультет был преобразован в факультет автоматизации и технологии машиностроения (ФАМ). История факультета неразрывно связана с историей развития промышленности города Нижнего Новгорода, затем города Горького. Выпускники факультета строили и работали на всех предприятиях машиностроения города – Горьковском автомобильном, машиностроительном, авиационном заводах, фрезерных станков, «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна». Также развивалось машиностроение в городах и поселках области, сотни выпускников работали на предприятиях всей страны, многие из них стали руководителями самого высокого уровня. Прошли годы, сменились имена, но преемственность поколений, опыта и трудовой закалки не исчезла. Технический университет ждет на свой юбилей выпускников факультета Н.И. Масленникова, председателя Госплана РСФСР, В.В. Каданникова, многолетнего директора АвтоВАЗа. Не забыты имена известных и авторитетных ученых и преподавателей И.В. Климова, М.И. Клушина, Н.В. Саввина, М.М. Фарисеева, А.И. Гуляева, многих других.

В 2007 году Институт вместе со всем техническим университетом встречает 90-летний юбилей со дня основания Нижегородского политехнического института. Но не только своей историей славен наш Институт. Историю делают люди – преподаватели, сотрудники, студенты, и каждый вносит свой вклад в развитие института, в преумножение его славных дел.

НАША СОВРЕМЕННОСТЬ. ИПТМ сегодня — это 1500 студентов, магистров и аспирантов, 150 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе доктора и кандидаты наук, заслуженные деятели науки и техники России. В Институте реализовано трехуровневое обучение, осуществляется подготовка бакалавров по трем направлениям, специалистов-инженеров по десяти специальностям, магистров техники и технологии по десяти программам.

Во как видит современное состояние и перспективы развития Института директор ИПТМ, доктор технических наук, профессор Алексей Юрьевич Панов:
image
– Сегодня в ИПТМ традиционные, классические специальности, связанные с машиностроением, приобрели новые, можно сказать, компьютерные оттенки – это освоение технологий автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, известные в мировой практике как CAD/САM/CAЕ – технологии. При этом наше ноу-хау заключается в том, что компьютерное образование носит производственный, прикладной характер.

Наши студенты осваивают промышленные компьютеры, автоматизированные системы технологической подготовки производства, станки с числовым программным управлением и т.д. Вместе с тем появляются и новые специальности. В 2005 году открыта специальность «Управление качеством» с квалификацией «Инженер-менеджер», в январе этого года состоялся первый выпуск специальности «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах» со специализацией «Логистика в промышленности и на транспорте», подготовка по которой с 2006 года осуществляется в ИПТМ. В дальнейшем планируется открытие новых специальностей, связанных с автоматизированным управлением жизненным циклом технических систем.

Одна из особенностей института – его универсальность: у нас изучаются как традиционные, классические механические специальности (технология машиностроения, обработка металлов давлением, сварочное производство, металлорежущие станки), так и профессии «новой волны» — автоматизация технологических процессов и производств, робототехнические системы, проектирование технических и технологических комплексов, управление качеством, логистика в промышленности и на транспорте. Получаемые у нас специальности востребованы не только в машиностроении, как заявлено в названии института, но и практически во всех отраслях народного хозяйства. Без оборудования, соответствующих станков невозможно ни одно производство. Различные машины и механизмы обязательно имеются на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, пищевой промышленности и т.д., а значит, и рабочие места для наших выпускников. И если в какой-либо отрасли наступит кризисная ситуация, мо можно найти работу в другой – более перспективной и успешной.

Не хлебом единым – хлебом образования — живут студенты. Факультет, а теперь Институт, всегда славился своими спортивными достижениями. Наши студенты регулярно занимают призовые места в легкоатлетическом пробеге, различных соревнованиях и универсиадах. Более двадцати человек являются кадидатами в мастера и мастерами спорта. Студенты постоянно участвуют в разичных конкурсах. В институте замечательная команда КВН. У нас инициативный, целеустремленный актив, способный увлечь за собой и никого не оставить равнодушным. В институте скучно не будет!

НАШЕ БУДУЩЕЕ. Сейчас перед техническим университетом, в том числе и нашим Институтом, стоит серьезная задача – переход на уровень инновационного университета. Это означает, что образовательная, научно-исследовательская, научно-прикладная виды деятельности должны образовать единый современный комплекс интеллектуальных ресурсов, работающих в интересах развития нашего города, области и, в конечном итоге, Российской Федерации. За несколько прошедших лет нам удалось несколько изменить облик Института – появились новые лаборатории, аудитории, компьютерные классы- у нас стало просто приятно работать и учиться. Информационным сердцем стал вычислительный центр – теперь Информационно-образовательный центр, где сосредоточена работа по созданию единого информационного пространства машиностроения – все автоматизированные системы, базы данных будут и уже работают в едином стандарте обмена информацией. Развиваются новые образовательные технологии: электронное тестирование, дистанционные методики консультаций, контроля выполнения учебных заданий, многие учебные издания выполнены в электронном виде и доступны через Интернет.

Выпускники Института – это еще и успешные управленцы, занимающие высокие должности на предприятиях Нижнего Новгорода, области, России. Ни один выпускник не обращался на биржу труда, не оставался безработным. И сколько бы лет не прошло с дня выпуска, бывшие студенты не забывают ставшим родным за годы учебы факультет: продолжают встречаться с однокурсниками, интересуются жизнью кафедр, оказывают помощь по любым вопросам.

СЛОВО ВЫПУСКНИКАМ. Вот что думает выпускник факультета 1993 года, ныне доцент кафедры «Автоматизация машиностроения», кандидат технических наук Сергей Александрович Кудрявцев:
image
– Радует то, что студенты по-прежнему любознательны. И моя задача как преподавателя состоит в том, чтобы за годы учебы это качество в них не утратилось, а усилилось. Любознательные студенты задают вопросы, которые порой приводят к совершенно неожиданным, интересным решениям. Получается, что я тоже у них чему-то учусь, вместе с ними открываю новое.

А самое интересное происходит, когда дело доходит до практики, до конкретных вещей. Приходят, например, ко мне студенты-старшекурсники или выпускники и говорят: «А мы для медиков вот такой приборчик придумали и сделали». И мне приятно, что я научил их этому, привил вкус к творчеству, изобретательству, и в то же время — немножечко завидую им белой завистью…

Конечно, чем-то новые поколения студентов отличаются. Нынешние студенты, на мой взгляд, более прагматичны. Уже при поступлении они видят свое будущее вполне четко и определенно – и сразу же пытаются его выстроить. На первом курсе приходят и говорят: «Дайте мне какую-нибудь работу, мне интересно заниматься конкретным делом».

И студенты сегодня более требовательны к преподавателям. Если раньше я мог заниматься лишь теорией, то теперь обязательно должен быть выход на практику. Студентам не интересно, если преподаватель дает абстрактные вещи без ссылок на конкретику. Мне нравится общаться с людьми, которые постоянно задают вопросы, совершенствуются. По-моему, идеальный студент — это тот, от которого нет покоя.
image4
Валентин Ефимович Костюков, директор НИИИС, выпускник 1977 года:

— Высокие наукоемкие технологии нашего научно-исследовательского института требуют качественного кадрового обеспечения на современном уровне, а именно мой родной факультет готовит высококвалифицированных специалистов в области автоматизации машиностроения.

 

image4
Александр Владимирович Стручков, кандидат технических наук, начальник отдела САПР и электронной технической документации ОАО ПКО «Теплообменник», выпускник 1996 года:

– Пока был студентом, не думал, что буду защищать кандидатскую диссертацию. Решение поступить в аспирантуру принял довольно неожиданно для самого себя. И не разу об этом не пожалел: своим профессионализмом и доброжелательным отношением к студентам преподаватели создают очень хорошую атмосферу. Сразу после защиты диссертации в 2000 году получил предложение на интересную работу от «Теплообменника». Но с родным «Политехом» так и не расстался, работаю председателем Государственной аттестационной комиссии. Считаю, что получил замечательное образование. В настоящее время мы разрабатываем интегрированную информационную систему предприятия, и со всеми специалистами – конструкторами, технологами, программистами, экономистами – я разговариваю, что называется, на одном языке. Считаю, что такие разносторониие технические знания характерны для выпускников факультета.

СТУДЕНТЫ ИПТМ

Из разговоров со студентами-пятикурсниками – теми, у которых уже немалый опыт учебы. Им есть чем поделиться с начинающими и будущими студентами.

Евгений Беляйков:

– Помню, как в самом начале учебы нас поразили университетские аудитории, расположенные амфитеатром. Когда закончилась одна из лекций, мы, первокурсники, стали просто аплодировать преподавателю, как будто после спектакля! Но, значит, и лекция была впечатляющей… Нельзя сказать, что я с детства мечтал о специальности «Робототехника и робототехнические системы». Хотя бы потому, что вообще не знал о ее существовании. Но когда приехал из Балахны подавать документы в «Политех», то мне все в деталях рассказали – и я заинтересовался. И не жалею. Буду конструировать роботов, но не тех из фантастических фильмов, а тех, которые ставятся на заводские станки, используются на автоматизированных линиях, на конвейерах. Думаю, что мест для применения полученных знаний найдется много, ведь сейчас не хватает инженеров, обладающих современными знаниями.

Валерий Авдеев:

– Я всегда интересовался техникой, поэтому мне нравится учиться на кафедре «Автоматизация машиностроения». Группа у нас очень дружная, вместе ходим на дискотеки, в кино, часто гуляем по Верхнее-Волжской набережной — здесь очень красиво. В этом учебном году у меня большая личная радость – за хорошую учебу меня перевели на бюджетную форму обучения.

Наталья Шаталова:

– С третьего курса у нас начались специальные предметы – моделирование организационно-технических систем, транспортная и производственная логистика. Все это мне очень нравится, и я ничуть не разочаровалась в выбранной профессии. А выбрала я специальность «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах», потому что она сейчас очень актуальна. Уверена, что обязательно найду себе хорошую работу.

Сергей Горбунов:

– А мы со своей группой после летней сессии всегда отправляемся в поход. Каждый раз в разные места. Побывали в Семенове, в Борском районе.

Жаль будет расставаться с родным факультетом: у нас интересные предметы, интересные преподаватели. Правда, я поступил в магистратуру (это следующая ступень обучения), и буду учиться на полгода дольше, чем мои товарищи, завершающие инженерную подготовку. Хотелось бы поглубже изучить специальные дисциплины. Я выбрал направление, связанное с системами автоматизированного проектирования, компьютерными технологиями. Надеюсь, что после окончания магистратуры буду заниматься интересной, творческой работой.

Михаил Микельджанянц:

– В политех я пошел потому, что, как мне кажется, это наиболее интересный для меня университет, а металлообработка — специальность для настоящих мужчин. Учусь на кафедре «Компьютерное проектирование металлорежущих и измерительных систем» – и мне нравится.

Валерий Авдеев:

– Мне кажется, что, когда нравится специальность, то учиться нетрудно, даже легко.

Наталья Шаталова:

– Это на пятом курсе мы вот так запросто говорим, что «легко», а на первом курсе так не казалось!

Сергей Горбунов :

– Требования к студентам серьезные, надо учиться. Это же крупнейший технический университет в Приволжском федеральном округе. «Халява» здесь не пройдет.

Евгений Беляйков:

– Для того, чтобы потом успешно работать на производстве, воспринимать что-то новое, нужны светлые головы. И не только мозги. Преподаватели учат нас жизни.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Сергей Горбунов:

– Для того, чтобы хорошо учиться, необязательно быть «ботаником», надо просто действовать по ситуации, например, посещать лекции, чтобы преподаватели знали тебя в лицо.

Михаил Микельджанянц:

– Не бросайте институт, встретившись с первыми трудностями. На самом деле все можно пережить. Тем более что через год-другой вы поймете, какая это была ерунда.

Евгений Беляйков:

– Многих отчисляют потому, что они просто не приспособлены к жизни. Надо взрослеть. И уметь вовремя взяться за ум: в начале семестра еще можно немного пораскачиваться, а перед сессией – ни в коем случае, необходимо набирать темпы.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Газета «Комсомольская правда» в Нижнем Новгороде, Старцева Елена:

— Нашей редакции очень интересно сотрудничать с Институтом, современные образовательные технологии привлекают талантливую молодежь, наши публикации о ФАМе, а теперь Институте сделаны на волне большого интереса и уважения к людям, любящим и знающим свою работу.